Навигация

Гостевая

Правила

Сюжет

F.A.Q.

Акции





Администрация

Руфус

Jus soli

Приветствуем гостей
литературно-исторической игры «Рим. Принцип талиона»

Игра посвящена временам правления императора Нерона.
816 год от сотворения Рима (63 г. н.э.),
власть императора никем и ничем не ограничена,
а сам император погряз в распутстве,
и кажется, что этому не будет конца.








.........................................................................................................................................

Рим. Принцип талиона.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Рим. Принцип талиона. » Статьи по римской тематике » Все, что Вы хотели знать о весталках, но боялись спросить )


Все, что Вы хотели знать о весталках, но боялись спросить )

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Подробное описание атрия весталок из книги Коарелли Ф. "Рим. Археологический путеводитель"

Планы атрия эпохи Нерона и Траяна

http://sh.uploads.ru/0rwzx.jpghttp://sh.uploads.ru/0rwzx.jpg

В древности весь Atrium Vestae был намного меньше дошедшего до наших дней и ориентирован по четырем сторонам света (его остатки можно увидеть и сегодня ниже на 1 метр от уровня времен империи на северной стороне сооружения) (A). Уже тогда храм был окружен оградой, которая соединяла его с Домом весталок. Неизвестно, имела ли ограда типичную круглую форму, но известно, что вход находился всегда на востоке, следуя древнему расположению.

Храм стоит на цементном подиуме (диаметр ок. 15 м), облицованном мрамором, к которому примыкали основания, поддерживающие колоннаду из коринфских колонн. Внутри круглого святилища всегда горел священный огонь, и его дым выходил из отверстия, которое находилось в центре крыши конической формы. Одна из сложных задач — идентификация penus Vestae, т. е. sancta sanctorum (святая святых), в которую никто не мог входить, кроме весталок. В ней хранились символы империи, которые, согласно легенде, Эней привез с собой из Трои. Самым важным из них был Палладий — античное изображение Минервы. Возможно, penus находился в трапециидальном углублении (2,40 на 2,40 м), располагавшемся в подиуме, и в которое можно было попасть только из святилища.

На восток от храма находится вход в Дом весталок. Справа на фризе ниши , которую когда-то поддерживали две ионические колонны, находим надпись о том, что ниша была сооружена на общественные деньги и по указу Сената. Клейма на кирпичах помогают датировать это сооружение эпохой Адриана. Эта ниша — compitum (часовенка на перекрестке) — была посвящена ларам.

Отсюда входим в центральный двор дома (3 — что-то вроде перистиля) по современному мостику, под которым видны остатки более древнего республиканского сооружения (A), ориентированного по-другому. Его пол покрыт мозаикой и мраморной плиткой нерегулярной формы (так называемые «литостроты»). Большой двор с портиками окружают помещения дома, изначально располагавшиеся на нескольких этажах (два этажа сохранились в южной части). Нынешнее сооружение, сделанное из кирпича, представляет собой результат многочисленных изменений, тщательно исследованных. Известно, что Август в 12 г. до н. э. после смерти Лепида стал Великим Понтификом и перенес место священнодействий в собственный дом на Палатинском холме, подарив старое жилье понтифика — domus publica — весталкам. Именно после этого сооружение окончательно вошло в состав Atrium Vestae. В северной части дома, выходящей на Via Sacra (Священную дорогу) можно увидеть остатки сооружения, найденные во время раскопок (B). После пожара Нерона в 64 г. н. э., который разрушил большую часть города, включая храм и атриум Весты, два сооружения (и, возможно, жилье rex sacrorum) были заменены на более высоком уровне до сих пор сохранившимся зданием, которое, несмотря на многочисленные перепланировки, сохранило первоначальную форму и размеры, как и ориентацию, подобно Форуму, по частям света(С-В/Ю-З). После правления Нерона дом подвергается перестройке в период Траяна и впоследствии, вместе с Храмом Весты, — реставрации, произведенной, скорее всего, в период правления Септимия Севера.

В центре здания, относящегося к позднему периоду сооружения, находился большой прямоугольный двор, окруженный двухэтажным портиком с колоннами (3). Во дворе располагались три бассейна: два небольших квадратных по бокам и один прямоугольный в центре, который позднее (возможно, в эпоху Константина) был закрыт кирпичной восьмиугольной структурой (4), используемой, по всей вероятности, в садоводческих целях. Под портиком находились статуи многих Великих весталок (virgo vestalis maxima — глава коллегии). На восточной стороне находится большое помещение — таблинум — со сводчатым некогда потолком (5). По двум его сторонам располагаются по три комнаты; вероятно, каждая принадлежала одной из весталок.
Не исключено, что эта часть сооружения, которая в более ранний период была святилищем (С), есть не что иное, как алтарь Ларов. Возможно, именно здесь находилась мраморная статуя, которую сегодня можно увидеть в Антиквариуме (Antiquarium) и изображавшая второго римского царя Нуму, традиционно считающегося основателем культа Весты. Помещения, находящиеся в южной и лучше всего сохранившейся части сооружения, соединены длинным коридором: первое из них было пекарней (6), далее следует мельница (7) с хорошо сохранившимся жерновом, и, вероятно, кухня (8). Лестница перед кухней ведет на верхний этаж, где находились комнаты весталок и многочисленные ванные комнаты с системой отопления. Существовал также третий этаж, что подтверждают сохранившиеся остатки еще одной лестницы в верхней части таблинума: это сооружение было, скорее всего, предназначено для прислуги. В конце южного крыла здания две лестницы ведут на верхний этаж: в западной части открывается зал с абсидой (9), который мог служить святилищем. От Цицерона известно, что выше старого дома, в направлении Новой дороги и Палатинского холма, рос небольшой лесок (lucus Vestae), из которого в 390 г. до н. э. чей-то голос предостерегал римлян, что их скоро атакуют галлы, но к этому голосу никто не прислушался. Позднее, этому неизвестному богу, прозванному Aius Locutius, была поставлена часовенка.

Почти всю западную часть дома занимает прямоугольное помещение (10), находящееся как раз напротив таблинума, которое часто называют триклинием. Помещения, расположенные в северной части дома, почти не сохранились, и поэтому невозможно предположить их предназначение.

+4

2

Целомудрие и девственность

Весталка должна была соблюдать множество предписаний, первое и главное из которых — целомудрие: не просто «стыдливость» матроны, но обет девственности, строжайшее половое воздержание во все время службы. О сексуальном статусе весталок написано много. Собственно, весталки, всегда носившие прическу новобрачной с шестью косами (во время церемоний голова накрывалась «суффибулом» — белой вуалью), длинное платье, покрывало и головную повязку матроны, занимали промежуточное положение между девицей и матроной. Это «смешанное», «интерстатуальное», как его называли, положение, стоявшее за рамками обычных категорий, символизировало единство и целостность государства. Им и объясняется то, что весталки могли осуществлять некоторые из мужских религиозных полномочий.

Понятие девственности тесно связано с чистотой. По образу богини огня, весталки должны были сохранять чистоту. Потеря невинности делала их нечистыми, а значит, непригодными для служения Весте. Но идея чистоты была шире, чем просто целомудрие. Поводом для исключения (временного) из атрия Весты на форуме, где весталка жила все тридцать или более лет своего служения, могла быть также болезнь. При Империи, согласно новым представлениям о гигиене, оформленным главным образом Сораном, считалось, что девственница не так рискует тяжело заболеть, как женщина.

Болезнь

Затянувшееся девство сохраняло от многих неприятностей, а материнство, хотя общество и считало его основным предназначением женщины, не обязательно являлось личным стремлением. Было замечено, что «из женщин менее всего подвержены болезням те, кто вследствие законного запрета или служения тем или иным богам воздерживаются от всякого полового сношения». Говорят, что такие женщины, бывает, толстеют до невозможности, но если и толстеют, то не из-за девственности, а из-за праздности. Впрочем, условия жизни весталок были не так хороши: они вели неподвижный образ жизни в сыром помещении, частично выкопанном в Палатине. Мы знаем от Плиния, что к его родственнице Фаннии — дочери, внучке и жене стоиков, которая около 107 г. сама возвратилась из изгнания, — прислали весталку Юнию, явно болевшую туберкулезом. Дело в том, что в случае болезни весталку вверяли попечению и охране какой-либо матери семейства, поскольку в родную семью их возвращать не разрешалось.* На сей раз великодушная хозяйка сама заразилась от больной и умерла.

Функции

Первейшая функция весталок — под началом «великой» (старейшей) весталки (virgo Vestalis maxima) поддерживать и стеречь огонь в очаге общего алтаря в святилище Весты. Этот огонь был самой богиней, и его сохранение обеспечивало нерушимость государства. За весталками закреплялась и еще одна важнейшая для существования Римского государства обязанность: хранение sacra — священных предметов, прибывших из Трои, которые оберегали Рим. Среди них был «Палладий» — деревянная статуя Афины Паллады (у римлян Минервы), вынесенная Энеем из горящей Трои и доставленная им в Лавиний, откуда ее перевезли уже в Рим. Эти предметы — «власти залоги», с уничтожением которых должен был разрушиться и Рим, — хранились в храме Весты, куда не мог входить никто, кроме жриц, кроме одной недели с 7 по 15 июня, когда вход был открыт для матрон. Таким образом, на весталках лежала очень серьезная ответственность.

Привилегии и светская жизнь

Весталок сближали с мужчинами и некоторые привилегии: они могли составлять завещания и вести свои дела без опекуна; могли свидетельствовать и сами себя защищать перед судом понтификов; при «взятии» они, согласно Титу Ливию, получали жалованье от казны (Stipendium de publico); кроме того, они имели ликторов, подобно магистратам, и могли передвигаться в колесницах. Для сопровождения и помощи при различных обязанностях они имели общественных, а также, видимо, и собственных рабынь. Кроме того, весталки обладали правом помилования. Если весталка случайно встречала осужденного, которого вели к месту казни, тем самым она спасала ему жизнь. Если же кто-либо дерзал пройти под ее носилками, он карался смертью.

Строгости и целомудрие не означали, что у весталок не было светской жизни. Макробий сообщает нам, что четыре весталки были на роскошном пиру по случаю инаугурации нового фламина Марса около 70 г. до н. э. — таком богатом и экстравагантном (luxuriosus), что он послужил писателю образцом чрезмерной застольной роскоши. В императорскую эпоху социальное положение жриц стало еще выше: к примеру, на играх и в театре весталки сидели вместе с дамами императорской фамилии. Итак, они могли, поднявшись на императорский подиум, все хорошо видеть, но их самих тоже видели, что не было лишено щекотливости: всякий мог судить о том, как они распоряжаются жизнью и смертью бойцов, от чего в этих строго кодифицированных увеселениях нельзя было уклониться.

Источник

Д. Гуревич, М.-Т. Рапсат-Шарлье Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме

-----------------------
*Поль Гиро в своей книге "Частная и общественная жизнь римлян" сообщает несколько иную информацию "...ни один мужчина, даже врач, не мог ни под каким предлогом войти в их атриум. Если весталка заболевала, ее отправляли к родителям или к какой-нибудь почтенной матроне, и здесь также ни на шаг не отставали от врача, который ее лечил. Чтобы удалить от них всякое искушение, им не позволяли присутствовать на атлетических состязаниях. Их начальник — великий понтифик не спускал с них глаз и заставлял шпионить за ними их служанок"

Отредактировано Аврелия Косса (2015-09-10 10:16:25)

+1


Вы здесь » Рим. Принцип талиона. » Статьи по римской тематике » Все, что Вы хотели знать о весталках, но боялись спросить )