Подробное описание атрия весталок из книги Коарелли Ф. "Рим. Археологический путеводитель"
В древности весь Atrium Vestae был намного меньше дошедшего до наших дней и ориентирован по четырем сторонам света (его остатки можно увидеть и сегодня ниже на 1 метр от уровня времен империи на северной стороне сооружения) (A). Уже тогда храм был окружен оградой, которая соединяла его с Домом весталок. Неизвестно, имела ли ограда типичную круглую форму, но известно, что вход находился всегда на востоке, следуя древнему расположению.
Храм стоит на цементном подиуме (диаметр ок. 15 м), облицованном мрамором, к которому примыкали основания, поддерживающие колоннаду из коринфских колонн. Внутри круглого святилища всегда горел священный огонь, и его дым выходил из отверстия, которое находилось в центре крыши конической формы. Одна из сложных задач — идентификация penus Vestae, т. е. sancta sanctorum (святая святых), в которую никто не мог входить, кроме весталок. В ней хранились символы империи, которые, согласно легенде, Эней привез с собой из Трои. Самым важным из них был Палладий — античное изображение Минервы. Возможно, penus находился в трапециидальном углублении (2,40 на 2,40 м), располагавшемся в подиуме, и в которое можно было попасть только из святилища.
На восток от храма находится вход в Дом весталок. Справа на фризе ниши , которую когда-то поддерживали две ионические колонны, находим надпись о том, что ниша была сооружена на общественные деньги и по указу Сената. Клейма на кирпичах помогают датировать это сооружение эпохой Адриана. Эта ниша — compitum (часовенка на перекрестке) — была посвящена ларам.
Отсюда входим в центральный двор дома (3 — что-то вроде перистиля) по современному мостику, под которым видны остатки более древнего республиканского сооружения (A), ориентированного по-другому. Его пол покрыт мозаикой и мраморной плиткой нерегулярной формы (так называемые «литостроты»). Большой двор с портиками окружают помещения дома, изначально располагавшиеся на нескольких этажах (два этажа сохранились в южной части). Нынешнее сооружение, сделанное из кирпича, представляет собой результат многочисленных изменений, тщательно исследованных. Известно, что Август в 12 г. до н. э. после смерти Лепида стал Великим Понтификом и перенес место священнодействий в собственный дом на Палатинском холме, подарив старое жилье понтифика — domus publica — весталкам. Именно после этого сооружение окончательно вошло в состав Atrium Vestae. В северной части дома, выходящей на Via Sacra (Священную дорогу) можно увидеть остатки сооружения, найденные во время раскопок (B). После пожара Нерона в 64 г. н. э., который разрушил большую часть города, включая храм и атриум Весты, два сооружения (и, возможно, жилье rex sacrorum) были заменены на более высоком уровне до сих пор сохранившимся зданием, которое, несмотря на многочисленные перепланировки, сохранило первоначальную форму и размеры, как и ориентацию, подобно Форуму, по частям света(С-В/Ю-З). После правления Нерона дом подвергается перестройке в период Траяна и впоследствии, вместе с Храмом Весты, — реставрации, произведенной, скорее всего, в период правления Септимия Севера.
В центре здания, относящегося к позднему периоду сооружения, находился большой прямоугольный двор, окруженный двухэтажным портиком с колоннами (3). Во дворе располагались три бассейна: два небольших квадратных по бокам и один прямоугольный в центре, который позднее (возможно, в эпоху Константина) был закрыт кирпичной восьмиугольной структурой (4), используемой, по всей вероятности, в садоводческих целях. Под портиком находились статуи многих Великих весталок (virgo vestalis maxima — глава коллегии). На восточной стороне находится большое помещение — таблинум — со сводчатым некогда потолком (5). По двум его сторонам располагаются по три комнаты; вероятно, каждая принадлежала одной из весталок.
Не исключено, что эта часть сооружения, которая в более ранний период была святилищем (С), есть не что иное, как алтарь Ларов. Возможно, именно здесь находилась мраморная статуя, которую сегодня можно увидеть в Антиквариуме (Antiquarium) и изображавшая второго римского царя Нуму, традиционно считающегося основателем культа Весты. Помещения, находящиеся в южной и лучше всего сохранившейся части сооружения, соединены длинным коридором: первое из них было пекарней (6), далее следует мельница (7) с хорошо сохранившимся жерновом, и, вероятно, кухня (8). Лестница перед кухней ведет на верхний этаж, где находились комнаты весталок и многочисленные ванные комнаты с системой отопления. Существовал также третий этаж, что подтверждают сохранившиеся остатки еще одной лестницы в верхней части таблинума: это сооружение было, скорее всего, предназначено для прислуги. В конце южного крыла здания две лестницы ведут на верхний этаж: в западной части открывается зал с абсидой (9), который мог служить святилищем. От Цицерона известно, что выше старого дома, в направлении Новой дороги и Палатинского холма, рос небольшой лесок (lucus Vestae), из которого в 390 г. до н. э. чей-то голос предостерегал римлян, что их скоро атакуют галлы, но к этому голосу никто не прислушался. Позднее, этому неизвестному богу, прозванному Aius Locutius, была поставлена часовенка.
Почти всю западную часть дома занимает прямоугольное помещение (10), находящееся как раз напротив таблинума, которое часто называют триклинием. Помещения, расположенные в северной части дома, почти не сохранились, и поэтому невозможно предположить их предназначение.